Научный журнал

Новые Психологические Исследования

?>

Пастернак Н.А. Способность действовать «в уме» как предиктор успешности обучения в высшей медицинской школе

Нина А. Пастернак, кандидат психологических наук, доцент, Школа антропологии будущего РАНХиГС, Москва, Россия; 119571, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 82; МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия; 127473, Россия, Москва Делегатская, д. 20, стр.1; nina.pasternak@yandex.ru

В статье затрагивается одна из прикладных задач психологии – нахождение факторов, определяющих академическую успешность студентов (в нашем случае – высшей медицинской школы). Описываются исследования, проведенные в рамках традиционно используемого в психологии психометрического подхода, которые показывают, что на академическую успеваемость студентов–медиков влияют логическое мышление, стрессоустойчивость, добросовестность, организованность. Подчеркивается, что существенным недостатком подобных работ является их трудоемкость и большое количество затрачиваемого на них времени. В данном исследовании проблема рассматривается в рамках концепции эволюционной проблематики в психологии Якова Александровича Пономарева, выявляется роль способности действовать «в уме» (сокращенно – СДУ) для успешности обучения в медицинском вузе. Впервые апробируется методика диагностики данной способности на выпускниках медицинского вуза, позволяющая определить уровень ее развития у студентов 5 и 6-го курсов и ранжировать его как низкий, средний и высокий уровень. Также были определены стратегии решения экспериментальных заданий, используемых выпускниками вуза, и установлен тот факт, что вероятность успешного обучения в высшей медицинской школе выше у студентов с высокими интеллектуальными показателями. Продемонстрировано, что педагоги высшей медицинской школы, ориентированные при оценивании студентов больше на правильность решения клинических задач, чем на усвоение предметных знаний, дают преимущественно невысокие оценки студентам с низким интеллектуальным потенциалом. Обнаружено, что, в отличие от психометрического подхода, диагностика способности действовать «в уме» в качестве ведущего показателя интеллектуального потенциала личности позволяет не только констатировать ее влияние на успешность обучения в медицинском вузе, но и давать рекомендации по выбору вида профессиональной деятельности, по оптимальному использованию своих интеллектуальных возможностей. Подчеркивается, что в рамках психометрического подхода невозможно давать рекомендации по оптимальному использованию интеллектуальных возможностей лицам, находящимся между группами с низкими и высокими показателями по результатам тестирования; что, напротив, представляется возможным в рамках эволюционного подхода.

Ключевые слова: успешность обучения студента в высшей медицинской школе, учебные трудности, способность действовать «в уме», психологические рекомендации

Для цитирования: Пастернак, Н.А. Способность действовать «в уме» как предиктор успешности обучения в высшей медицинской школе // Новые психологические исследования. 2022. № 2. С. 52–67. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_02_03

Ключевые слова: успешность обучения студента в высшей медицинской школе, учебные трудности, способность действовать «в уме», психологические рекомендации

Поступила в редакцию 18 июня 2022 г

Дата публикации 18 июня 2022 г

Скачать статью
?>