Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Гасс О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности

Василиса Р. Орестова, доктор психологических наук, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; v.r.orestova@ gmail.com
Дарья П. Ткаченко, кандидат психологических наук, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; bigbro-littlebro@yandex.ru
Ольга К. Гасс, магистрант, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; fili2007@mail.ru

Статья посвящена исследованию значения кинематографа в жизненном пространстве современных людей. Выдвигается идея о том, что кинематограф является существенной составляющей социального капитала, особенно востребованной в периоды масштабных потрясений. Обсуждается роль кино в преодолении психологического дистресса, вызванного пандемией COVID-19, в том числе ситуацией фрустрации социального пространства в период вынужденной самоизоляции. Приводятся данные исследований, подтверждающие предположение о возможности использования кинематографа как пространства для эмоционального и когнитивного проживания трудных жизненных ситуаций. Постулируется, что обращение к кинематографическому контенту представляет собой значимый внешний аспект поддержания личностного адаптационного потенциала современных зрителей, соотносимый с разнообразными личностными ресурсами. Эмпирическое исследование направлено на выявление связи кинематографических предпочтений с личностными ресурсами зрителей, причем исследуется специфика этих связей как у мужчин, так и у женщин, а также у зрителей разных поколений. Выборку составили 582 человека, из них 168 мужчин и 414 женщин в возрасте 14 до 60 лет. Результаты исследования позволяют говорить о существовании значительных межпоколенческих и межполовых различий в предпочтениях разных жанров, а также в мотивации обращения к киноконтенту. Анализируется специфика связей кинопредпочтений и различных сторон переживаний зрителей при кинопросмотре с копинг-стратегиями, психологическими защитами и базовыми убеждениями у мужчин и женщин. Делается вывод о возможности изучения и понимания вариативности внутриличностных процессов человека по отношению к тому, какой киноконтент он предпочитает и что стремится получить от просмотра фильма. Результаты позволяют рассматривать кинематограф как пространство для переживания различных эмоций, в том числе связанных с трудными жизненными ситуациями, а также в качестве возможности формирования образа мира средствами культуры.

Ключевые слова: кинопредпочтения, личностные ресурсы, копинг-стратегии, неопределенность

Для цитирования: Орестова, В.Р., Ткаченко, Д.П., Гасс, О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 97–120. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_05

Благодарность

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».

Ключевые слова: кинопредпочтения, личностные ресурсы, копинг-стратегии, неопределенность

Поступила в редакцию 06 октября 2021 г

Дата публикации 06 октября 2021 г

Скачать статью