Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Гасс О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности
Василиса Р. Орестова, доктор психологических наук, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; v.r.orestova@ gmail.com
Дарья П. Ткаченко, кандидат психологических наук, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; bigbro-littlebro@yandex.ru
Ольга К. Гасс, магистрант, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; fili2007@mail.ru
Статья посвящена исследованию значения кинематографа в жизненном пространстве современных людей. Выдвигается идея о том, что кинематограф является существенной составляющей социального капитала, особенно востребованной в периоды масштабных потрясений. Обсуждается роль кино в преодолении психологического дистресса, вызванного пандемией COVID-19, в том числе ситуацией фрустрации социального пространства в период вынужденной самоизоляции. Приводятся данные исследований, подтверждающие предположение о возможности использования кинематографа как пространства для эмоционального и когнитивного проживания трудных жизненных ситуаций. Постулируется, что обращение к кинематографическому контенту представляет собой значимый внешний аспект поддержания личностного адаптационного потенциала современных зрителей, соотносимый с разнообразными личностными ресурсами. Эмпирическое исследование направлено на выявление связи кинематографических предпочтений с личностными ресурсами зрителей, причем исследуется специфика этих связей как у мужчин, так и у женщин, а также у зрителей разных поколений. Выборку составили 582 человека, из них 168 мужчин и 414 женщин в возрасте 14 до 60 лет. Результаты исследования позволяют говорить о существовании значительных межпоколенческих и межполовых различий в предпочтениях разных жанров, а также в мотивации обращения к киноконтенту. Анализируется специфика связей кинопредпочтений и различных сторон переживаний зрителей при кинопросмотре с копинг-стратегиями, психологическими защитами и базовыми убеждениями у мужчин и женщин. Делается вывод о возможности изучения и понимания вариативности внутриличностных процессов человека по отношению к тому, какой киноконтент он предпочитает и что стремится получить от просмотра фильма. Результаты позволяют рассматривать кинематограф как пространство для переживания различных эмоций, в том числе связанных с трудными жизненными ситуациями, а также в качестве возможности формирования образа мира средствами культуры.
Ключевые слова: кинопредпочтения, личностные ресурсы, копинг-стратегии, неопределенность
Для цитирования: Орестова, В.Р., Ткаченко, Д.П., Гасс, О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 97–120. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_05
Благодарность
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».
Ключевые слова: кинопредпочтения, личностные ресурсы, копинг-стратегии, неопределенность
Поступила в редакцию 06 октября 2021 г
Дата публикации 06 октября 2021 г