Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Хорошилов Д.А. Онтологическая, социальная и психологическая прекарность: пути взаимодействия в транзитивном обществе

Дмитрий А. Хорошилов, кандидат психологических наук, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; d.khoroshilov@gmail.com

В настоящей статье исследуется феноменология переживания прекарности (уязвимости, хрупкости и незащищенности человека, оказывающегося в ситуации неопределенности и транзитивности). Выделяются следующие три уровня анализа названного состояния: во-первых, онтологический (с опорой на рассуждения французского философа Э. Левинаса об изначальной открытости субъективности перед лицом Другого), далее – социальный (изучение прекарности как конституирующей характеристики нового «опасного» класса прекариата по современным работам Г. Стэндинга, Дж. Батлер и других зарубежных и отечественных авторов) и, наконец, – психологический. Уточняются семантически близкие, но все же различные по своим акцентам понятия прекарности (состояние неуверенности в будущем, сокращения временной перспективы, беспокойства), прекаритета (социальная общность, куда входят индивиды из различных классов, не имеющие стабильной трудовой занятости и лишенные социальных гарантий), прекаризации и прекаритета (резкое ухудшение условий труда из-за глобализации экономики и повышения конкуренции). С опорой на концепцию габитуса по П. Бурдье, сопоставляемой с теориями когнитивных схем, социальных представлений и коллективных переживаний, предлагается гипотеза о существовании особого прекарного габитуса в современном обществе. Центральной психологической структурой прекарного габитуса выступают тревога и тревожность как негативные эмоциональные реакции на фрустрацию индивидуализации и отсутствие достаточной институциональной поддержки в решении значимых проблем. Обсуждается двойственность практики индивидуализации прекарности, которая одновременно и предоставляет ресурсы для совладания с ситуацией нестабильности и неопределенности, и увеличивает сингулярность общества из-за  распада социальных связей и сетей поддержки вследствие атрибуции ответственности за принятие рискованных решений отдельным индивидам, а не сообществам. Приводятся результаты эмпирического исследования переживания и восприятия прекарности, выполненного в дизайне качественной методологии с использованием визуальных методов, фокус-групп и тематического анализа. В заключении статьи делается вывод о том, что прекарность – это экзистенциальное переживание транзитивности, возвращающее к философской проблеме интерсубъективности сознания и ответственности за страдание и боль Другого.

Ключевые слова: транзитивность, прекарность, габитус, коллективное переживание, индивидуализация

Для цитирования: Хорошилов, Д.А. Онтологическая, социальная и психологическая прекарность: пути взаимодействия в транзитивном обществе // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 64–83. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_04 

Благодарность

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ, номер 20-013-00799\21, «Социально-психологические механизмы соматизации и ипохондризации в информационном обществе».

Ключевые слова: транзитивность, прекарность, габитус, коллективное переживание, индивидуализация

Поступила в редакцию 22 июня 2021 г

Дата публикации 22 июня 2021 г

Скачать статью