Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Дубовская Е.М., Жернакова Д.А. Сравнительный анализ понятий «реальной» и «виртуальной» подростковой дружбы

Екатерина М. Дубовская, кандидат психологических наук, доцент, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; dubovskaya13@gmail.com
Дарья А. Жернакова, магистр психологии, Московская школа практической психологии, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр.14; dzhernakova@yandex.ru

Статья посвящена изучению представлений подростков о реальной дружбе и дружбе в сети и друзьях в реальных отношениях и в сети. В эпоху информатизации и цифровизации понятие дружбы наполняется новым содержанием, которое приводит не к «оскудению», а к усложнению дружбы и делает данный феномен многоаспектным. Цифровые технологии, являясь обыденностью для подростков, неизбежно интегрируются в их жизнь, и, как следствие, подростки решают свои социальные задачи, в том числе, и посредством интернет-технологий. Выстраивание межличностных отношений не составляет исключение. Авторами проведен анализ литературы, позволивший определить ту область изучения подростковой дружбы, что требует более подробного изучения – особенности дружбы в реальном мире и в сети в подростковом возрасте. Целью исследования стал сравнительный анализ характеристик феноменов «дружба» и «дружба в сети» в подростковом возрасте. В рамках проведенной работы выявлены три группы друзей в сети: реальные друзья (друзья, с которыми подростки регулярно общаются как в жизни, так и в сети); реальные друзья, с которыми подросток познакомился в жизни, но в силу определенных причин не может общаться на регулярной основе; виртуальные друзья – друзья в сети (их подросток в жизни не встречал). Как показали результаты исследования, даже те подростки, у кого реальный мир и мир в сети представляет единое целое, все равно посредством переписки в социальных сетях или онлайн-игр проводят время со своими друзьями из жизни. Было также обнаружено, что «дружба» и «дружба в сети» в подростковом возрасте представляют собой два схожих феномена, но отличающихся друг от друга уровнем доверия к друзьям в сети и в жизни, видами совместной деятельности и характеристиками друзей. Результаты позволяют предположить, что феномен «дружба» и «дружба в сети» в подростковом возрасте вопреки своему сходству не идентичны. Весьма вероятно, что дружба в сети является видом подростковой коммуникации и относится в большей степени к информационному обмену, в то время как дружба в жизни традиционно принадлежит к виду межличностных отношений.

 

Ключевые слова: реальная и виртуальная дружба, подростковая дружба, представления о дружбе, интернет, дружба в сети, интернет и реальное пространство

 

Для цитирования: Дубовская, Е.М., Жернакова, Д.А. Сравнительный анализ понятий «реальной» и «виртуальной» подростковой дружбы // Новые психологические исследования. 2022. № 3. С. 110–133. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_03_06

 

Благодарность

Исследование выполнено в рамках госзадания, FNRE-2021-0001.

Ключевые слова: реальная и виртуальная дружба, подростковая дружба, представления о дружбе, интернет, дружба в сети, интернет и реальное пространство

Поступила в редакцию 29 сентября 2022 г

Дата публикации 29 сентября 2022 г

Скачать статью