Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Дубовская Е.М., Сат М.Д. К вопросу о специфичности информационной социализации в разных этнокультурных средах

Екатерина М. Дубовская, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., 6; Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; dubovskaya13@gmail.com
Майя Д. Сат, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; mdsat05@mail.ru

В статье представлены результаты продолжения исследования, проведенного в 2019 г. с участием тувинских городских и сельских подростков, а также с участием подростков, проживающих в Московской области. Цель исследования: сравнение особенностей пользования Интернетом тувинскими подростками и подростками, проживающими в Московской области. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования. Была специально разработана анкета, направленная на выявление характеристик пользования социальными сетями. Анализируются общие характеристики пользовательской активности и пользования социальными сетями, были выявлены возраст начала пользования Интернетом, количество аккаунтов в социальных сетях, время проведения в Интернете и др. В исследовании приняли участие 368 подростков в возрасте 11–17 лет. Выборка: тувинские подростки (г. Кызыл Республики Тыва, N = 162), подростки Московской области (группа сравнения) (г. Балашиха Московской области, N = 206). Результаты показали дальнейшее снижение возраста начала пользования Интернетом по сравнению с данными ранее проведенных исследований. Подростки из Подмосковья начинают пользоваться Интернетом раньше и проводят значительно больше времени в Интернете, чем их сверстники из Тувы. Также есть подтверждение ведущего значения коммуникативной составляющей Интернета, и наряду с этим результаты позволяют констатировать важность для подростков прежде реальной дружбы, чем виртуальной. Несмотря на большее разнообразие источников информации у подростков из Подмосковья и доступность для них предлагаемых информационных полей сравнительно с тувинскими ровесниками получены противоречивые данные относительно некоторых вопросов (доверие Интернету, блогерам и др.).

 

Ключевые слова: информационная социализация, подростки, Интернет, социальные сети, пользовательская активность

 

Для цитирования: Дубовская, Е.М., Сат, М.Д. К вопросу о специфичности информационной социализации в разных этнокультурных средах // Новые психологические исследования. 2022. № 4. С. 117–139. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_04_06

 

Благодарность

Статья выполнена в рамках гранта «Человек в повседневности: психологическая феноменология и закономерности», грант РФФИ 20013-00075.

Ключевые слова: информационная социализация, подростки, Интернет, социальные сети, пользовательская активность

Поступила в редакцию 30 декабря 2022 г

Дата публикации 30 декабря 2022 г

Скачать статью