Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Берберян А.С., Мовсесян Н.Д. Идентичность и смысложизненные ориентации личности студентов в условиях пандемии

Ася С. Берберян, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Российско-Армянский (Славянский) университет, Ереван, Армения; 0051, Армения, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123; aspsy@inbox.ru
Нелли Д. Мовсесян, бакалавр психологии, психолог, Центре развития Арвестаран, Ереван, Армения; 0082, Армения, Ереван, ул. Таирова, д. 7/1; nelli.movsesyan.99@gmail.com

В статье рассматривается тема формирования личности, ее смысложизненных ориентаций в условиях пандемии. Данное исследование является актуальным: мы акцентировали наше внимание на тенденциях развития современной студенческой молодёжи, выявляющих взаимосвязь смысложизненных ориентаций представителей молодого поколения с их личностными факторами, особенностями темперамента и характера, с валентностью их идентичности. Цель исследование особенностей идентичности студенческой молодёжи и её смысложизненных ориентаций в условиях пандемии на примере армян и русских титульного этноса. Методологической базой данного исследования послужили работы таких исследователей, как В. Франкл и Дж. Келли с их представлениями о смысле жизни; теоретические положения А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского; Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, определившие студенческий возраст как сенситивный период для развития базового социального потенциала индивида; Э. Эриксона, отметившего значимость юношеского кризиса идентичности для психосоциального развития. Методы исследования: тестирование, анкетирование, контент-анализ, методы мат. статистики: корреляционный анализ Пирсона. В результате контент-анализа сведений, полученных с помощью авторской анкеты, мы выявили, что респонденты, ответившие положительно на вопрос об изменении поведения в условиях пандемии, отмечали ограничения в сфере досуга и развлечений, потерю интереса к прошлым увлечениям, «открытие» для себя одиночных прогулок, избирательность в общении. Некоторые респонденты подчеркивали, что условия пандемии мешают самореализации. В результате проведенного эмпирического исследования наша I частная гипотеза подтвердилась, то есть, действительно, личностные особенности коррелируют с составляющими смысложизненных ориентаций, в обеих группах компоненты СЖО положительно коррелируют с экстраверсией и эмоциональной устойчивостью. II частная гипотеза частично подтвердилась (выявлена слабая связь). III частная гипотеза частично подтвердилась (выявлена слабая связь). IV частная гипотеза также частично подтвердилась. Таким образом, наша генеральная гипотеза получила частичное подтверждение.

 

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, личностные особенности, идентичность, студенческая молодежь

 

Для цитирования: Берберян, А.С., Мовсесян, Н.Д. Идентичность и смысложизненные ориентации личности студентов в условиях пандемии // Новые психологические исследования. 2022. № 3. С. 134–158. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_03_07

 

Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке РА в рамках научного проекта 10-2/21Т-03.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, личностные особенности, идентичность, студенческая молодежь

Поступила в редакцию 29 сентября 2022 г

Дата публикации 29 сентября 2022 г

Скачать статью