Балашова Е.Ю., Дубовская Е.М. Репрезентации реального и виртуального пространства и времени: возрастной аспект
Елена Ю. Балашова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Научный центр психического здоровья, Москва, Россия; 115522, Россия, Москва, Каширское шоссе, д. 34; elbalashova@yandex.ru
Екатерина М. Дубовская, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; dubovskaya13@gmail.com
Авторы анализируют особенности репрезентаций реального и виртуального пространства и времени у психически здоровых лиц разных возрастов. Обсуждается также влияние средовых и социо-культурных факторов на характер этих репрезентаций. Проведен анализ данных классических и современных научных исследований о последовательности становления репрезентаций пространства и времени в онтогенезе. Показаны роль этих представлений в формировании других психических функций и вклад биологических и средовых детерминант в успешность развития репрезентаций пространства и времени. Особое внимание уделяется неоднозначному воздействию факторов цифровой среды на развитие и функционирование представлений о пространстве и времени в разные периоды онтогенеза. Доказательно продемонстрировано, что в младшем школьном и подростковом возрасте уязвимыми для негативного влияния цифровых технологий являются когнитивная и эмоциональная сферы. По мнению авторов, в пожилом возрасте риск возникновения цифровой зависимости не так значителен; в этот возрастной период разумное и умеренное использование цифровых технологий может способствовать оптимизации выполнения ряда пространственных и временных операций. Специальное внимание авторы уделяют данным о временной перспективе личности в разные периоды жизни, в частности, восприятию будущего подростками и молодежью в условиях фрустрации. По данным некоторых исследований образ будущего у современной молодежи весьма стереотипен. Мало кто в этом возрасте представляет картину какого-то особенного, сверхоригинального будущего. Важной составляющей проблемы представлений молодежи о своем будущем выступает взаимосвязь характера этих представлений и социально-экономического контекста, на фоне которого разворачивается подростковый этап социализации подрастающего поколения. В статье обсуждаются и особенности временной перспективы личности в пожилом возрасте. Было выявлено, что психически здоровые пожилые и старые люди в несколько большей степени сконцентрированы на негативных аспектах собственного прошлого, чем молодые. Они в меньшей степени склонны воспринимать настоящее как источник удовольствия и наслаждения и в большей – полагаются на судьбу. Высказывается предположение, что в последние два года представления психически здоровых лиц пожилого возраста о своем прошлом, настоящем и будущем могли существенно измениться вследствие действия негативных средовых факторов, связанных с ситуацией пандемии COVID – 19.
Ключевые слова: репрезентации, пространство, время, возраст, виртуальная реальность, временная перспектива личности
Для цитирования: Балашова, Е.Ю., Дубовская, Е.М. Репрезентации реального и виртуального пространства и времени: возрастной аспект // Новые психологические исследования. 2021. № 4. С. 25–46. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_04_02
Благодарность
Исследование выполнено в рамках госзадания ААА-А-А19-119012990181-0.
Ключевые слова: репрезентации, пространство, время, возраст, виртуальная реальность, временная перспектива личности
Поступила в редакцию 28 декабря 2021 г
Дата публикации 28 декабря 2021 г