Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценностные ориентации представителей четырех возрастных групп россиян

Ольга С. Алексеева, научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д.9, стр.4; olga__alexeeva@mail.ru
Ирина Е. Ржанова, научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д.9, стр.4; irinarzhanova@mail.ru

Исследование посвящено изучению ценностных ориентаций в структуре мотивационно-личностной сферы у представителей четырех возрастных групп. Смены политического режима, экономические кризисы, социальные и культурные изменения оказывают влияние на формирование ценностей. Важность той или иной ценности может сильно различаться в зависимости от возраста и исторического периода, на который приходилось взросление. Целью нашего исследования является попытка проследить динамику ценностных ориентаций, определить, какие ценности утратили свою значимость в настоящее время, а какие остаются актуальными, несмотря на смену социальных условий развития. Выборку составили 654 человека в возрасте от 17 до 79 лет. Все участники исследования были поделены на четыре группы в зависимости от исторического периода, на который приходился их подростковый возраст: период «Хрущевской оттепели», «Эпоха застоя», «Эпоха перемен» (Перестройка и 90-ые годы), «Президентство Путина». В качестве методик использовались: Портретный опросник Шварца, опросник Большой пятерки, шкала Толерантность к неопределенности и шкала Активности. Значимость большинства ценностей напрямую связана с возрастом. Это относится к ценностям безопасности, конформности, традиции, риску и достижениям. Однако было получено, что для старшего поколения важность ценностей универсализм и благожелательность выше, чем для остальных групп. В свою очередь, младшая группа отдает предпочтения ценностям власти и гедонизма, по сравнению с респондентами других возрастов. Наблюдаются различия в характере взаимосвязей между личностными чертами и ценностями у разных возрастных групп. Наиболее существенные отличия характеры для пожилых респондентов.

Ключевые слова: ценности, личностные черты, большая пятерка, современная молодежь

Для цитирования: Алексеева, О.С., Ржанова, И.Е. Ценностные ориентации представителей четырех возрастных групп россиян // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 121–133. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_06

Ключевые слова: ценности, личностные черты, большая пятерка, современная молодежь

Поступила в редакцию 06 октября 2021 г

Дата публикации 06 октября 2021 г

Скачать статью